Зависть — одно из древнейших человеческих чувств, зафиксированных в культуре.
Слово «зависть» восходит к старославянскому «зъидь» — «взгляд искоса», «смотреть с тенью». А древнегреческое слово "φθόνος" ("phthonos") означает не просто зависть, а «тоску по чужому благу», «страдание от чужого счастья».
Уже в античных трактатах Гиппократ писал, что зависть — болезнь души, разрушающая тело: она сушит кровь, делает взгляд тусклым и лицо — болезненно напряжённым. Для древних зависть была не эмоцией, а состоянием внутреннего яда, который обращает энергию жизни против самого человека.
Фрейд описал зависть как структурный элемент психосексуального развития. Его идея зависти к органам мужской принадлежности у женщин долго была понята буквально. На самом деле — это метафора. Девочка впервые осознаёт различие полов и ощущает, будто ей чего-то недостаёт, будто у другого — есть то, чего недостает ей.
Но есть и обратная, менее обсуждаемая сторона: многие современные аналитики (в частности, школы Кляйн и Юнга, Хорни) рассматривали эту гипотезу как проекцию мужской зависти к женскому. Ведь именно женская способность — рожать, создавать, питать — несёт в себе архетипическую силу жизни. Мужчины же могли бессознательно завидовать этой созидающей способности, проецируя свою зависть в обратном направлении — как будто женщина завидует мужчине. И в этом виден сам механизм зависти: мы редко видим её в себе — гораздо легче считать, что она принадлежит другому.
Зависть — не мысль, не логика, не оценка. Это чувство, телесное и древнее, где сжимаются грудь, живот, горло. Люди часто ошибаются, думая: «я просто хочу то же самое». Но зависть — не про «вещь». Это про разницу в ощущении живости: другой живее, свободнее, увереннее.
Формула зависти звучит так: «у меня нет, но я хочу». Однако истинный корень — «я не разрешаю себе иметь».
Именно поэтому зависть связана с опытом детства, прежде всего с образом матери. Если материнская фигура не отражает индивидуальность ребёнка, не говорит: «ты — есть, ты можешь», в психике формируется «трещина» — чувство недостаточности, неполноценности. И тогда зависть становится способом компенсировать отсутствие опоры: через сравнение, через чужую энергию.
Условно можно выделить две стратегии поведения. Назовем их «позитивной» и «негативной».
В таком случае: "Негативная зависть" — разрушительная. Она направлена не на рост, а на обесценивание: стереть, принизить, «чтобы не было лучше, чем у меня».
"Позитивная зависть" — зрелая форма. В ней человек способен выдержать боль сравнения и направить её энергию в действие, в развитие. Как вы понимаете, тогда это не совсем про зависть. Но пока по упрощенной формуле.
Итак, «негативная зависть»: Оля, 36 лет, психолог. Каждый раз, видя пост коллеги, испытывает раздражение: — «Она просто пиарится. Там ничего настоящего». Через терапию становится ясно: Ольга завидует не успеху, а свободе другой женщины выражать себя без страха быть осуждённой. Её зависть — сигнал о собственной неразрешённой потребности в признании.
«Позитивная зависть»: Ирина, 29 лет, дизайнер. Завидует подруге: — «У неё стиль, клиенты, она уверена». В терапии выясняем: «Я хочу быть так же смелой». Эта честность переводит энергию из боли — в рост. Через год у Ирины своя студия. Зависть стала направлением к собственной реализации.
Еще интересный вариант такого переживания, назовем это «зависть в слиянии»: Олег, 40 лет, выбирает женщин ярких, сильных. Сначала восхищается, потом унижает и обесценивает. Через работу становится ясно: завидует их внутренней силе, способности чувствовать и проявлять. Но, не умея признать эту зависть, он разрушает объект, пытаясь вернуть себе утраченное ощущение контроля.
Когда «Я» не оформлено, зависть становится способом почувствовать себя. «Я хуже — значит, я есть». Поэтому она особенно активизируется в периоды утраты опоры, перемен, кризиса — когда старое "я" рассыпается, а новое ещё не собрано.
В точке зависти можно увидеть — где именно личность ещё не интегрировала свои тени, где хочет слиться или поглотить, а не дифференцироваться.
Преобразовать зависть — значит, научиться выдерживать боль сравнения. Не убегать и не обесценивать, а смотреть: «что именно во мне болит, когда я вижу чужой успех, красоту или свободу?». Это не про «у него есть, а у меня нет», а про «во мне есть потенциал, который ещё не реализован».
Зависть можно рассматривать как индикатор собственной тени: она показывает, где спит сила, заблокированная страхом признать своё желание. Когда человек переводит взгляд с другого на себя — зависть превращается в импульс.
Так что, зависть — не враг. Это внутренний компас, только стрелка указывает не на другого, а на то, что ещё не разрешено внутри тебя.
Системное мышление помогает: - видеть не только отдельные задачи, а всю систему связей вокруг них; - превращать хаос в ясную и понятную картину; - сохранять фокус на цели и легко её достигать.
3 МОДУЛЬ КУРСА ПРАКТИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ СО СВЕТЛАНОЙ БОРГУН - определять психотип человека и быстро понимать его особенности; - знать сильные стороны и болевые точки разных психотипов, чтобы эффективно взаимодействовать; - быть на голову выше других специалистов за счёт глубокого знания и практики.
ТЕРАПЕВТИЧЕСКАЯ ГРУППА в Высшей Школе Психологии Системных Стратегий Развития - прокачать коммуникацию и научиться выражать себя без страха и напряжения; - выстроить здоровые границы и восстанавливаться после сложных ситуаций; - устранить разрушительные убеждения, мешающие строить отношения и двигаться вперёд